14.03.2021 19:24
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 13444; сегодня: 6.

Не вся российская водка русская

Не вся российская водка русская

Хамон, пармезан, коньяк и шампанское российского производства и российского же качества — привычный товар на полках отечественных магазинов. В то же время на территории «наших западных партнеров» не встретить, например, Русской Водки не из России. Как такое возможно?

«Наши западные партнеры» стали заложниками Лиссабонского соглашения 1958 года «Об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации». Страны, подписавшие этом документ, обязуются защищать на своей территории импортные продукты и напитки, охраняемые на родине по признаку географического происхождения. Россия к подписантам до сих пор не присоединилась. Потому у нас производить защищенные в той же Европе сыры, мясопродукты и напитки можно. А вот товары, охраняемые в России по признаку происхождения, производить за ее пределами нельзя.

Защита товаров по признаку места происхождения.

Множество продуктов и напитков производятся порой веками по оригинальной рецептуре и технологиям на определенной территории в соответствии с местными традициями, иногда не без воздействия особых климатических и прочих специфических природных условий. Благодаря соблюдению регламентов того или иного продукта и напитка, производители сформировали их репутацию, на страже которой стоит в том числе Лиссабонское соглашение.

Взять тот же пармезан. Создается он из молока коров фризской породы в четырех итальянских провинциях между реками Рено, Мантуя и По. Производитель сыра должен состоять в Консорциуме Пармиджано Реджано — организация внимательно бдит за соблюдением требований к производству продукта. Так завоевывается славное имя, а заодно не менее славная стоимость легендарного пармезана.

За рубежом географические указания для многих производителей чуть ли не ключевой актив. Очевидно, что потребитель платит за аутентичный продукт больше и делает это, кстати, с удовольствием. Неудивительно, что в мире сотни тысяч товаров защищены по признаку географического происхождения. Рынок только европейских товаров с защищенным географическим указанием превышает 75 миллиардов евро в год.

У России свой путь.

В 1992 году в России был принят Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и обозначениях мест происхождения товаров». Благодаря этому событию в нашей стране также стали защищать товары по признаку их географического происхождения. Впрочем, ажиотажа в этой теме не наблюдается. По данным на конец 2020 года, зарегистрировано 205 российских наименований мест происхождения товара (НМПТ), как-то: Дулевский фарфор, Павловопосадский платок, Ростовская финифть, Тульский самовар, Тульский пряник, Краснодарский чай, Астраханский арбуз, Стародубский сыр и другие. В их числе, конечно, и Русская водка, не путать с одноименной торговый маркой.

Вряд ли кому-то доводилось видеть за рубежом нероссийский Тульский самовар или Астраханский арбуз, как до 1992 года, так и после. А вот Русская водка неизвестного происхождения иногда возникала на заморских прилавках. Однако в 2012 году после вступления нашей страны в ВТО, вопрос о защите российских НМТП был выведен на новый уровень. Западное законодательство в этой сфере более сложное — в ЕС, например, существует три категории товаров разной степени защиты по географическому признаку. Впрочем, эксперты ВТО после недолгих дебатов постановили, что российское НМТП вполне можно считать достойным защиты в рамках Лиссабонского соглашения. С тех пор только водка из России может называться Русской.

При этом далеко не каждый российский водочный завод вправе именовать свои напитки Русской водкой. Таковых чуть более 20. Помимо требований к спирту и воде, производители Русской водки должны соблюдать особые требования к фильтрации этого напитка. Для этого используют березовый уголь, через который водно-спиртовой раствор пропускают самотеком. Ничего подобного не делают с водкой ни в одной стране мира. Уголь запускает окислительно-восстановительные реакции, которые делают водку мягче (без добавления глицерина или иных ингредиентов), а также придают напитку особые свойства. В Европейской спецификации (акт Еврокомиссии «Основные характеристики технического файла «Русская водка» (2013/C83/08)») сказано, что именно благодаря особой фильтрации «Русская водка приобретает мягкость и легкий хлебный аромат». Впрочем, этот процесс очень хлопотный, поэтому лишь немногие заводы в России не стали исключать его из своей технологической цепи.

НМТП «Русская водка» как актив.

Увы, в России НМТП по большому счету так и не стал активом. «НМТП — это непонятная подавляющему большинству отечественных потребителей категория, — говорит Максим Ишметьев, директор по стратегии и развитию компании Бутурлин (https://buturlin.ru/), производителя авторской Русской Водки (Свидетельство НМТП 65/24). — За рубежом документы, регламентирующие технологию, рецептуру и прочие требования к продукту разрабатываются отраслевыми союзами, ассоциациями, консорциумами. Они же следят за соблюдением регламентов. В России производитель получает свидетельство на НМТП в Роспатенте. Для получения этого документа необходимо пройти экспертизу на соответствие требованиями к производству продукта или напитка. У нас эти требования также разрабатываются ассоциациями. Но, как правило, российские ассоциации не имеют внутри надзорного органа, который осуществлял бы регулярную инспекцию своих участников, чтобы удостовериться в соблюдении ими требований к продукту. А без таких инспекций невозможно формировать репутацию продукта. Государственные надзорные органы также не проверяют производство и конечный продукт по части его аутентичности. Роспотребнадзор и другие блюдут безопасность продукта и его соответствие ГОСТу (если продукт делается по госстандарту). В общем, наши декларации о том, что мы делаем подлинную Русскую Водку для большинства потребителей остаются не более чем декларацией. И как бы мы не бились за ее аутентичность, если это не подтверждается регулярными экспертизами — нам мало кто верит. Да, и к тому же большинство наших потребителей и не ведают о том, чем Русская Водка (https://buturlin.ru/) отличается от всей остальной.»

Между тем, по словам эксперта, у отечественного производителя Русской Водки хорошие перспективы, но только за рубежом, где наш национальный напиток — это эталон в ряду ему подобных. Учитывая, что мировой рынок водки приближается к $50 млрд в год (в розничных ценах), перспективы представляются более чем лучезарными.

Стоит только сожалеть о том, что российский потребитель в отличие от европейского не способен в полной мере оценить аутентичность продуктов и напитков, которые приобретает. Речь не столько о пармезане, сколько об отечественных продуктах. И водка для нашего потребителя по-прежнему вся на одно лицо. Как это не прискорбно, именно европейский и американский потребитель стимулирует российского производителя делать свой продукт лучше, ибо именно он может оценить подлинность и качество. Если говорить о Русской водке, то в ней европеец, приученный к гастрономическому эстетическому потреблению алкоголя, способен уловить еще и те самые вкус и аромат именно Русской водки, в то время как на ее родине этот напиток по-прежнему имеет репутацию безликой смеси воды со спиртом. 


Ньюсмейкер: Завод Бутурлин — 2 публикации
Поделиться:

Интересно:

Мосгордума объявила о запуске патриотического проекта
18.04.2025 16:19 Мероприятия
Мосгордума объявила о запуске патриотического проекта
Масштабный патриотический проект «Города-герои – города героев», приуроченный к юбилейным датам присвоения званий «Городов-Героев», «Крепости-Героя» и 80-летию Великой Победы, реализуется Мосгордумой по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина. В ходе пресс-конференции в Пресс-центре ТАСС Председатель столичного парламента Алексей Шапошников представил участников проекта, рассказал о маршрутах автопробега по городам-героям на территории Российской Федерации и Республики Беларусь, а также о запланированных гражданско-патриотических и мемориальных акциях. Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:  «Проект «Города-герои – города героев» объединяет города, чьи улицы помнят подвиги, а земля хранит историю мужества и самоотверженности. Наша цель – напомнить о героях, сохранить правду о Великой Отечественной войне и передать эту...
«Одна на всех Победа»: Вклад таджикского народа в Великую Победу
17.04.2025 17:21 Аналитика
«Одна на всех Победа»: Вклад таджикского народа в Великую Победу
С первых дней войны таджикский народ проявил готовность защитить страну от опасности, нависшей над Родиной. Уже к 7 июля 1941-го в один только городской военкомат Сталинабада (ныне Душанбе) поступило 2503 таких заявления, из них 745 — от женщин. Всего с 1941 по 1945 годы из республики на фронты было призвано 289 тысяч человек. Еще 45 тысяч таджикистанцев были отправлены на трудовой фронт. В годы Великой Отечественной войны из 1,5 миллионов населения Таджикской ССР за победу над врагом отдала жизни 100 тысяч бойцов и командиров Красной армии, в том числе около 30 тысяч таджиков. В Таджикистане создавались крупные военные подразделения, которые в полной боевой готовности уходили прямо на фронт. К ноябрю в республике было сформировано несколько национальных бригад: стрелковые и кавалерийские. Из Таджикистана в октябре 1941 выехала на фронт прославленная в боях гражданской войны 20-я...
Герой ВОВ Сатым Нурметов из Узбекской ССР. Вспомним героя
17.04.2025 11:08 Персоны
Герой ВОВ Сатым Нурметов из Узбекской ССР. Вспомним героя
Как известно, бойцы из Средней Азии на фронтах Великой Отечественной войны воевало не мало, многие не вернулись, но почти все воевали достойно, а некоторые – геройски. Не будем делить на «наших» и «ваших» - все ветераны ВОВ – наши, и сегодня расскажем об одном из них – Нурметове Сатыме Нурметовиче. Родился Сатым 15 июня 1925 года в узбекском городе Хива, работал электромонтером, с февраля 1943 года, когда ему еще не было 18-ти лет ушел на фронт. Правда, в наградных документах год рождения указан как 1924, но это скорее всего уловка, чтобы попасть на фронт поскорее, так делали многие советские парни. Воевал на 3 Белорусском фронте, дослужился до командира отделения 51-го гвардейского отдельного саперного батальона 13-го гвардейского стрелкового корпуса 43-й армии. Отличился Сатым 7 апреля 1945 года в боях за город Кенигсберг (сейчас – Калининград), когда вместе с четырьмя саперами зашел...
Солдатский медальон красноармейца Тукена Мендышева передан родным
16.04.2025 17:16 Новости
Солдатский медальон красноармейца Тукена Мендышева передан родным
В Государственном военно-историческом музее Вооруженных сил Республики Казахстан в г. Астане прошла церемония передачи солдатского медальона родственникам Тукена Мендышева, солдата Великой Отечественной войны, считавшегося без вести пропавшим с декабря 1943 года. Медальон был найден 7 мая 2024 года в ходе поисковых работ в Межрегиональной поисковой экспедиции «Любань» недалеко от урочища Макарьевская пустынь Тосненского района Ленинградской области. Нашла его Ольга Байбородова из Ижевска, член Удмуртской республиканской молодёжной общественной организации «Долг», при подъёме останков погибшего. Из личных вещей бойца также были найдены подсумок для патронов, ложка, спичечница, опасная бритва, пуговицы, красноармейская звёздочка, ключ от винтовки СВТ и пряжки. С помощью экспертизы, которую провели специалисты Всероссийского информационно-поискового центра в г. Казань, удалось установить...
Бренд Misha’Le представил свою новую коллекцию
16.04.2025 12:07 Мероприятия
Бренд Misha’Le представил свою новую коллекцию
13 апреля в рамках выставки «Москва нарядная» состоялся показ художников авторского костюма секции «Декоративное искусство Московского союза художников». 14 именитых модельеров представили свои новые коллекции. Бренд Misha’Le дизайнера-модельера Елены Мишаковой не стал исключением и представил свою новую коллекцию «Триколор». Она выполнена в стиле спорт-шик, что в очередной раз продемонстрировало индивидуальный и лаконичный стиль дизайнера. Уже не первый год мы знаем, что Елена предпочитает создавать креативные модели, используя монохромные оттенки. Зрители были приятно удивлены тем, как она сумела создать коллекцию в стиле спорт-шик и при этом не отступить от своего стиля. Для своей коллекции дизайнер выбрала трикотажное полотно, которое обладает эластичностью, позволяя носить эту одежду в любую погоду. А сочетание цветов российского флага символизирует не только красоту русской...