10.04.2015 14:43
Новости.
Просмотров всего: 3965; сегодня: 2.

Без наших приборов не взмыть в небеса

После почти 20-летнего перерыва в ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина» возобновилось производство одного из приборов системы индивидуального жизнеобеспечения лётчика – индикатора кислорода (ИК).

История производства ИК начинается в 60-х годах, когда группа заводчан выехала в Ленинград для знакомства с изделием, которое передавалось недавно созданному арзамасскому предприятию.

– Тогда для производства ИК создали специальные условия, чтобы защитить рабочего от вредного воздействия (светомасса, которая наносилась на прибор, была радиоактивной), – рассказывает ведущий специалист музея ОАО «АПЗ» Галина Буянова. – Были организованы специальные участки, обшитые свинцовыми листами, для рабочих изготовлены столы, закрытые стеклянными боксами. Через некоторое время конструкторы заменили вредную светомассу на нейтральную.

Пик выпуска ИК приходится на 70-80 годы. Это время хорошо помнит контролер бюро техконтроля гражданской продукции Людмила Калинина –опытный, знающий тонкости технологии и конструкции специалист.

– Я ровно 20 лет – с 1973 по 1993 годы – отработала контролером в механосборочном цехе №48, созданном специально для изготовления ИК, – говорит Людмила Михайловна. – Выпускали по 500-700 приборов разных модификаций в месяц. Для сдачи заказчику изделий в срок работали порой сутками. За всё время выпуска не было ни одной рекламации по вине исполнителя.

В 1993 году выпуск прибора был прекращен. Отголоски работы звучали в 2000-х, когда АПЗ занимался поставкой ремонтного комплекта запасных частей.

Второе рождение индикатора кислорода началось несколько лет назад. Импульсом послужило принятие государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» и поддержание технического состояния ранее выпущенных самолётов дальней авиации, когда стали проводиться работы по продлению сроков их службы, ремонту и одновременной модернизации.

Поступивший в ОАО «АПЗ» заказ на ИК сначала на экспорт, а потом для переоснащения отечественных самолётов типа ИЛ-76 был возложен на КБ-5 под руководством Валерия Полушкина. Необходимо было восстановить и откорректировать конструкторскую документацию, решить технические вопросы, связанные с изготовлением и испытаниями. Все эти вопросы сегодня успешно решает инженер-конструктор по сопровождению конструкторской документации по ИК Наталья Антонова.

– В первое время мы столкнулись и с трудностями, – рассказывает Валерий Полушкин. – Предприятие, которое ранее поставляло нам мембрану, соответствующую требованиям КД (мембрана изготавливается из БрОФ - особого металла - сплава бронзы с оловом), перестало функционировать. Мы вынуждены были искать другого поставщика. Кроме того, на заслуженный отдых ушли специалисты по изготовлению самого сложного элемента ИК – пружины Бурдона. Поэтому сегодня из-за небольшого объема нам экономически выгоднее закупать этот элемент.

К работе также привлекли Людмилу Калинину, которая начала обучение сборщиков. Сегодня ИК собирают слесари-сборщики цеха №42 Евгений Лапин и Александр Ларионов. Решать сложные вопросы помогает и инженер-технолог службы гл. технолога Галина Маслова, которая долгое время вела это изделие.

На сегодня уже два тяжелых военно-транспортных самолёта ИЛ-76 МД 90А укомплектованы индикаторами кислорода производства Арзамасского приборостроительного завода. На очереди – очередной самолёт.

Сейчас на предприятие стали поступать заказы на выпуск и поставку еще одного авиационного прибора, с которого в конце 60-х и началась «авиационная биография» приборостроительного. Это ОРК – объединенный разъём коммуникаций, служащий связующим звеном между креслом лётчика и бортовыми приборами в самолёте. Выполнять поставленную задачу также предстоит новому поколению заводчан. При поддержке опытных коллег они, безусловно, с ней справятся.

Справка: Индикатор кислорода входит в кислородное оборудование самолётов по жизнеобеспечению пилота и является сигнализатором дыхания пилота при использовании костюма со шлемофоном (маской), а также позволяет контролировать наличие запаса кислорода в баллоне. В одном самолёте устанавливается 8 индикаторов кислорода.

Ирина Балагурова.

На снимке: начальник КБ-5 Валерий Полушкин, инженеры-конструкторы Наталья Антонова и Вячеслав Миронов.


Ньюсмейкер: Арзамасский приборостроительный завод — 194 публикации
Поделиться:

Интересно:

Мэр Москвы вручил награды ветеранам войны
19.02.2025 09:24 Новости
Мэр Москвы вручил награды ветеранам войны
В преддверии Дня защитника Отечества Сергей Собянин вручил государственные награды и награды города Москвы ветеранам Великой Отечественной войны, участникам специальной военной операции (СВО) и военнослужащим войск противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО)...
В 2024 году число турпоездок по России выросло более чем на 10%
18.02.2025 18:01 Аналитика
В 2024 году число турпоездок по России выросло более чем на 10%
Количество туристических поездок по стране в 2024 году, по оперативным данным, выросло более чем на 10%, в том числе за счет увеличения числа иностранных туристов на треть. Об этом министр экономического развития РФ Максим Решетников сообщил на заседании коллегии Минэкономразвития. «У нас сложилась...
Масленица в 2025 году: когда начинается, суть и традиции праздника
18.02.2025 17:11 Аналитика
Масленица в 2025 году: когда начинается, суть и традиции праздника
Масленица — многодневный народный праздник, начало которого зависит от даты празднования Пасхи. Какого числа в 2025 году начнется Масленица в России, описание, суть праздника и связанные с ним народные обычаи, особенности каждого дня Масленичной недели — в материале. Масленица Масленица – это...
Лекция «Московское народное ополчение. История. Подвиг. Память»
18.02.2025 14:15 Мероприятия
Лекция «Московское народное ополчение. История. Подвиг. Память»
20 февраля 2025 года в зале визуальных искусств Российской государственной библиотеке для молодёжи пройдет лекция «Московское народное ополчение. История. Подвиг. Память». Возрастная категория 12+ Историк и заведующий филиалом «Богородицкое поле» музея-заповедника «Хмелита»...
Зимние виды спорта на Руси
18.02.2025 12:18 Аналитика
Зимние виды спорта на Руси
В холодное время года активный отдых помогает не только сохранить в здоровом теле здоровый дух — но и согреться. Сегодня мы ждем зимы, чтобы достать сноуборды, коньки, лыжи и санки… А какой зимний спортивный досуг был популярен несколько столетий назад?...